«Войны неизбежны, потому что нас на это провоцирут…»

Русская армия и русские герои на полотнах Евгения Корнеева

Филипп Лебедь 
0
29.09.2021 390




Источник: Русский Вестник
Фото: Русский Вестник


9 сентября Евгению Алексеевичу Корнееву, народному художнику России, представителю Студии военных художников имени М.Б. Грекова, исполнилось 70 лет. Выпускник Московского высшего художественно-промышленного училища (Строгановского), слушатель Академии художеств СССР, свое творчество он направил на путь служения отечественной армии и описания ее истории, создав ряд диорам и множество живописных полотен, посвященных прошедшим войнам и современным вооруженным силам. Его работы находятся в Роте почетного караула РФ, Главном финансово-экономическом управлении Министерства обороны РФ, Академии сухопутных войск, Военной академии РВСН имени Петра Великого, Главном управлении воспитательной работы ВС РФ, множестве музеев и культурных центров, а также в частных коллекциях в России и за границей. По случаю юбилея, 45-летия творческой деятельности и 40-летия работы в студии в Центральном доме Российской армии 15 сентября состоялось открытие персональной выставки Е.А. Корнеева.
В Малахитовой гостиной ЦДРА гостей приветствовала директор студии им. Т.А. Грекова Т.А. Самарская. Она сообщила, что 23 сентября в 16:00 состоится творческий вечер художника, и вниманию гостей будут предоставлены еще 45 работ. Приветственное слово прозвучало от заместителя начальника ЦДРА. Председатель общественного движения «Народный собор» Олег Кассин также поздравил юбиляра и за вклад в укрепление культуры вручил медаль «Вместе за одно», учрежденную «Народным собором». Поздравления и теплые слова о профессионализме прозвучали от коллег и друзей Евгения Алексеевича. После открытия гостей ожидала экскурсия, организованная сотрудниками ЦДРА.
«Русский Вестник» пообщался с юбиляром и узнал, как творит один их представителей цеха военных художников.




– В Вашей семье изначально слились две волны: военная и художественная. Это способствовало выбору профессии и направления?
– Это заслуга отца, у которого от рождения прекрасные данные как художника. Но мои отец и мать из глухой липецкой деревни, и возможности развивать этот талант у отца не было, поэтому он пошел в армию, потом стал офицером. Мать была врачом. Сколько я себя помню, я все время рисовал, и отец приложил все усилия, чтобы направить меня в то русло, которое сам выбрать не смог. Сначала изостудия во дворце пионеров в Челябинске, где мы жили, а потом он тщательно готовил меня к поступлению в художественную школу. В 4-м классе я приехал в Москву, где жили мои бабушки и дед, и начал учиться в художественной школе при МГХИ имени В.И. Сурикова. В те годы я еще ни о какой карьере не думал. Обычно те, кто оканчивает СХШ, идут в Суриковский институт, но я пошел в Строгановку на монументалку. Успешно окончил, после чего Г.М. Кожев приглашает меня в творческие мастерские, которыми потом стали руководить братья А.П. и С.П. Ткачевы. Через шесть лет – один год из которых я провел в армии, но до сих пор не соприкасался с военной тематикой, мне предложили попробовать себя в студии Грекова. Я тогда спросил: «А оттуда можно уйти, если что?» Сказали, что никто держать не будет. И вот до сих пор я здесь.
В семье никто не прививал мне интереса к военной тематике. Родители не воевали, дед был инженером, поэтому освобожден. Разве что дед со стороны отца был в Лейб-гвардии в Первую мировую – был его шикарный портрет, но как его судьба сложилась, я не знаю.

– Юбилей – это всегда повод обернуться назад и подвести какие-то итоги о сделанном за прошедший период. Что Вы сами считаете наиболее ценным и важным из того, что было Вами создано?
– Мы здесь находимся на службе, и все, что мы делаем, является вкладом в развитие современной армии. Поэтому стараемся все делать так, чтобы это имело значение, пусть даже пейзаж. Если по итогам, то моя диорама «Блокада Ленинграда» была отмечена Государственной премией, и ее я считаю важной и хорошей работой. Кроме того, в ней впервые в истории диорам мной применяется удачное решение – расписать не только диораму, но и окружение в зрительном зале. Я считаю, получилось, потому что еще при создании эскиза я включал в него планировку зрительного зала. В основной части показана жизнь города с разрушениями и бомбардировками, а на стенах по бокам – блокадная жизнь людей с рабочими чехами и театрами, где видно, как народ выживал, трудился, умирал и побеждал народ.
Из больших картин – «Рождение флага Российского», посвященная Петру Великому, картины о Великой Отечественной войне и войне 1812 года, которые хранятся в Роте почетного караула, много о М.В. Фрунзе.
– Еще недавно в расположенном по соседству Музее вооруженных сил вся отечественная военная история начиналась с рождения Красной армии, и только стараниями отдельных специалистов удалось добавить исторические этапы дореволюционной Русской армии. Если вспомнить Вашу диораму «Взятие Уфы» и сравнить ее с работами по ВОВ, то здесь белые играют ту же роль, что и немцы. То есть «наши» – это красноармейцы, а есть враги, к которым относятся и белогвардейцы. Для Вас при написании было такое деление и менялось ли оно, когда Вы писали солдат Императорской армии?
– Ведь это беда нашей истории, и в то время нас так воспитывали. Это потом стали рассказывать о том, как перевирали историю, подтасовывали факты. Сейчас задаются вопросом: была ли вообще полезна эта революция, а тогда было все просто и само собой подразумевалось. Поэтому сначала понимания не было, но со временем все переоценивалось. Чем больше получаешь материалов и читаешь то, что было раньше засекречено, понимаешь, что это трагедия – беда русского народа, который был расколот нашими врагами. Позже пришло понимание. Эти враги хотели разрушить царскую Россию, потом разрушили и Советский Союз. Для меня это тоже страшная трагедия, потому что прекрасное было время. Хорошо, когда открываются архивы, потому что люди, особенно младшие поколения, должны знать правду.
У меня много больших работ по революционному периоду, например «Взятие Крыма», по словам из телеграммы Фрунзе, «Контрреволюция ликвидирована». Белогвардейцы сдаются, а «наши» ликуют. Есть конные портреты Фрунзе. Если сейчас ставят под сомнение героев тех времен, то для меня он – революционный гений, который победил грамотных в военном деле и талантливых белых. Считаю, что он был настоящим идейным коммунистом, его авторитета боялись, поэтому так недолго прожил.


– Какие исторические периоды Вам самому интереснее брать в качестве новых тем?
– Вся история моей страны интересна, и хочется снова ее открывать: очень много шикарных моментов. Недавно закончил полотно, где в Берлине 1945 года стоял Б. Монтгомери, Д. Эйзенхауэр, Г.К. Жуков и Д. де Тассиньи. Это знаменитый кадр был, но я обыграл его по-своему, назвав «Фото на память». В нем важно, что на фоне четверых командующих наши солдаты общаются с американцами, распивают вино, потому что народ – это везде народ, а руководители стран – сами по себе. Пока все, кто условно совместно победил – мы, конечно, победили, братаются, но совсем скоро начнется холодная война между победителями.
Нам дают задания, необходимо сделать десять работ в год, и из них только две-три предлагаешь сам. Вот только до конца этого года мне нужно написать большое полотно по Курской битве, маршалов К.К. Рокоссовского и А.М. Василевского в разных событиях. Когда есть темы, нужно собирать материал и продумывать, чтобы это было интересно, чтобы произведение затягивало зрителя. А это серьезная предварительная работа. Раньше мы сами давали план и выбирали, что делать, а сейчас нам поручают и сложно уже успевать.
Не помню уже, как я пришел к этому, но, когда заказали три работы для Роты почетного караула, я написал Петра в «Рождении флага Российского», затем «Атаку кирасир» 1812 года и «Переправу через Днепр». Я взял три эпохи: начало регулярной армии и две отечественные войны. В прошлом году к юбилею А.В. Суворова родился «Альпийский марш». Я хотел показать даже не какое-то событие, а мощь Суворова и русского солдата. Пройдя всю Европу и победив всех, он ковал русскую славу. Это очень важная тема, особенно сейчас, когда формируется такое отношение к нам со стороны тех, кого тогда Суворов лупил. Ведь сколько раз Европа могла быть под властью России, но Россия оттуда уходила, в отличие от всех остальных, кто пытался задержаться?!

– В Вашем творчестве сочетается военная тема с русской природой. Какая олицетворяет Россию, на Ваш взгляд?
– Очень разной природы... Как для жителя средней полосы России – это река, лес, сосны и березки. Тем не менее есть Мурманск, где суровые и холодные даже летом сопки. Урал или Кавказ – это тоже Россия, и она многоликая. Вот Болгарию можно ассоциировать с чем-то одним, как равнина и горы! У меня жена – болгарка, и я знаю местные края. А Россия другая: ее с чем-то одним не свяжешь.

– Как полагаете, многоликость русской природы сказывается на противоречивости российской истории?
– Думаю, природа наблюдает за движением разных человеческих потоков, но своим состоянием, своей красотой и своим духом, а природа тоже живой организм – она должна настраивать людей на правильный путь в жизни.

– Это путь должен стремиться избегать войн или, как художник армии и вой­ны, Вы согласитесь с постулатом «Война – отец всех вещей»?
– К сожалению, война неизбежна, потому что нас все время провоцируют на это. Ведь Русская армия всегда действовала как освободительная и всегда была человечнее к противнику. Кажется, когда под командованием Ф.Ф. Ушакова наш флот, входивший в антифранцузскую коалицию, побеждал французов при Корфу, турки сбегаются на берегу, отрубают раненым и мертвым французам головы и тащат их, чтобы получать за добычу золото. Русские офицеры не могли на это смотреть. Они собрали деньги для турок, чтобы те не творили эти бесчинства, а со всех выкупленных из турецкого плена французов взяли слово, что в течение трех лет они не будут воевать, отобрали у них оружие и на кораблях отправили домой. А когда русские освобождали другие земли от османской власти, они всем помогали организовать самоуправление, строили государственность фактически с нуля вместо того, чтобы самим закрепиться за этих территориях. Таким образом, Россия в борьбе проявляла себя созидателем в отличие от остального мира. Ну и, как мы знаем, всю свою историю Россия оборонялась от внешних посягательств. Я считаю, наш народ добрый и миролюбивый, и без участия внешних врагов все у нас могло происходить гораздо более мирным образом.
Но когда кто-то жалуется, что президент наращивает армию в ущерб повышению пенсий или чего-то еще, я отвечаю, что наша армия обязана быть сильнее, и в нынешних условиях мы только так можем спокойнее жить. Эти сволочи на Западе могут сделать все что угодно, так что пусть лучше боятся нас!

– Вторая мировая война во многом отпечатала в народном сознании образ немца – как вечного врага России. Если оглядываться на всю историю, кого бы Вы назвали таким исконным врагом?
– Вообще-то Турцию. Испокон веков вторгались, к нам лезли, да и сейчас хотят вернуть под контроль территории, которыми когда-то управляла Османская империя. А у нас было, наверно, больше всего стычек с ними. Они снова ведут такую агрессивную политику, как будто история их ничему не учит. Помню, мы с женой слышали от кого-то из болгарской делегации в Турции слова удивления и возмущения: почему в 1878 году русские вышибли нас из Болгарии, если сами там не остались? Зачем нас тогда выбивали?! Это совершенно другая ментальность, и они никогда не смогут понять нас. Но они хотя бы могли почитать, как били их, как били французов. И как, побеждая французские войска, прошли через всю Европу, а, уходя, еще за выпитое шампанское заплатили!
Еще шведы долго беспокоили, но при Петре их утихомирили. А вообще все не подарок! Если почитать документы, то ужасаешься, как себя вели и поляки, и чехи. Наверно, многие из этих документов решили засекретить, чтобы скрыть все негативные моменты между жителями соцстран.


– Ваши корни из Липецкой области, все из Центральной России… Вы жили в Челябинске и много где побывали. Что вам ближе?
– Урал, где прошли первые школьные годы, – это красивейший край! Детские воспоминания хранят потрясающие реки и озера. Очень хочется вернуться туда, но, боюсь, теперь там все застроено дачами. Мы часто в студенческие годы бывали в Ферапонтово, где известный монастырь. Глухая деревня, полно рыбы и раков, вокруг такие красоты – и никого нет! Недавно ездил с женой туда: все уничтожено, все озера заросли и загаживаются, а вокруг сплошные делянки, но ничего не строится.
Я сейчас обосновался в живописном месте в 15 километрах от Шуи. Недалеко Волга, рядом местная речка Теза, кругом храмы и прекрасные виды. Там старинное село, где оборудовал мастерскую и живу.

– В чем Вы видите сегодня национальную идею?
– Мы многое потеряли, и мы должны сохранить то, что осталось. Прекрасно, когда восстанавливаются храмы, потому что это история, красота и дух России. Это также показатель, что верующих людей стало больше – может, не меньше, чем при царе.
Плохо, когда наша история и культура заменяются современными формами, которые так далеки от русского стиля, как Москва-сити. Вот появился Кутузовский проспект при Сталине, и он имел свой законченный вид, а теперь эта громада сверху давит, и он выглядит каким-то маленьким. Вообще от современной архитектуры города перестают быть русскими.
Русское село, деревня – вот образ исконной русской жизни, но они вымирают, а хотелось бы, чтобы народ вернулся в села и наполнил их жизнью. Я много поездил по Германии и видел, как у них все налажено в деревнях, вплоть до своего производства, а у нас нет. Хотелось бы увидеть вновь русские села такими, какими я их помню. Я помню, как приезжал в деревню в Липецкой области. Днем все работают, потом собираются: у каждого дома лавочка, заиграла гармонь, потом перешли к другим.
Нужно сохранить и восстановить исконную Русь – вот о чем должно заботиться руководство! Почему в других странах недра общие, а здесь несколько человек владеют всем, получают зарплаты в миллионы за то, что качают нефть? Почему после страшнейшей войны Сталину удалось в кратчайшие сроки восстановить европейскую часть так, что я в детстве этого эха войны не помню? И что же, неужели сейчас нельзя сделать что-то ради будущего России? Я думаю, что при желании все это возможно.

Подготовил Филипп ЛЕБЕДЬ

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Филипп Лебедь
Почему РФ не империя?
О незамеченном 300-летии провозглашения России Империей
22.11.2021
О Царской Голгофе и Русской культуре
Беседа с художником Олегом Молчановым
08.11.2021
Химерическое партнёрство
Вокруг взаимоотношений России и Турции
02.11.2021
Белый рыцарь Гражданской войны
К 140-летию генерала М.Г. Дроздовского
26.10.2021
«Многим не нравится, что я открыто исповедую Христа…»
Василий Бойко-Великий о тревожных тенденциях в российском обществе
18.10.2021
Все статьи Филипп Лебедь
Последние комментарии
Этот «страшный и ужасный» кьюар-код
Новый комментарий от Константин В.
03.12.2021 23:54
Швейцария проголосовала за ковид-паспорта
Новый комментарий от Константин В.
03.12.2021 23:34
Что такое Путинизм?
Новый комментарий от Владимир+
03.12.2021 22:55
Украина как евразийская проблема
Новый комментарий от Григорий Калюжный
03.12.2021 22:08
Экуменизм умер раньше глобализма
Новый комментарий от Валерий
03.12.2021 20:47
Что такое идеология?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
03.12.2021 19:54