Внутренний церковный мятеж 1905 года был не менее страшен

Из книги «Путешествие за звёздами»

Валерий Сдобняков 
0
22.10.2021 1386
Фото: тз личного архива автора

Продолжу тему, затронутую в статье, посвящённой книге «Подпольная Россия» С.М.Степняка-Кравчинского, только взгляну на неё с иного ракурса.

Но вначале небольшое вступление.

Позвали меня в Спасо-Андроников монастырь. Долго договаривались об этой встрече с о.Вячеславом Савиных (о котором я и раньше много доброго слышал). Я-то поначалу думал, что еду смотреть экспозицию музея имени Андрея Рублёва, а оказалось всё совсем не так. Древних икон я не увидел, но с настоятелем собора Спаса Нерукотворного Образа познакомился.

Мы с товарищем успели к окончанию службы, которая звучала в стенах старинного храма Москвы замечательно.Стены храма аскетически серы, не расписаны. Но хор звучит в них сказочно-возвышенно.

Я и к Кресту приложился со всеми прихожанами, когда вынес его из алтаря священник.

По холоду, дожидаясь отца Вячеслава, не раз мы обошли территорию монастыря, которую в это время после снегопада убирали от снега.

Поняв, что совсем не того я ожидал, приезжая сюда, хотел было отправиться восвояси (замёрз), но тут вышел из собора батюшка и стал осторожно спускаться по ступеням высокого каменного крыльца. Тут мы и познакомились с отцом Вячеславом.

Разговаривали (и отогревались) в маленькой тесной келье. Настоятель доброжелателен, прост в общении. Невысокого роста, худ, душевным расположением напоминает отца Евгения Юшкова.

Подарил ему свою книгу «Сроки».

— У меня в такой же обложке книга Цветкова была. Дал кому-то почитать, так и не вернули. Жаль, потому что подписана автором.

– Да, так оформлена серия наших книг «Времена и Мнения». Где же вы с Владимиром Георгиевичем познакомились?

— На художественной выставке «Земляки» в Нижнем Новгороде. Он подошёл, подарил.

— К годовщине его гибели мы выпустили сборник его последних статей «Вера в Бога у меня от мамы», куда вошли и воспоминания о Цветкове. Постараюсь его экземпляры сюда привезти.

— Хорошо, раздадим тем, кому это будет нужно. Гибели… Считаете, что его всё-таки убили?..

Я пожал плечами.

— Слишком много непонятного в его смерти.

Отец Вячеслав подарил мне ответно несколько сборников статей «Хоругвь» и две книги инокини Христины (Буткевич): «Бог поругаем не бывает». («Это как детектив в документах о нашей борьбе за собор») и «Олег Буткевич. Страницы из жизни и творчества» («Мы уговорили её написать — замечательный, талантливый был человек»).

Пригласил нас о.Вячеслави на трапезу собравшейся общины.

За трапезой о.Вячеслав Савиных только обмолвился, что время сейчас ускорилось не в переносном, а в прямом, физическом смысле, как его перебили одновременно два члена прихода (или подвизающиеся здесь работники — точно этого знать не могу) с возражениями и буквально подняли старого священника на смех. Тот смиренно умолк. Мол, вероятно, что и ошибаюсь — как знать.

Я тогда на это обратил внимание лишь потому, что не так давно смотрел документальный фильм, в котором видные учёные объясняли само понятие — время. Оказывается, это не совсем то, что мы считаем в повседневном, бытовом плане. Это сложное физическое, научное явление. Но для малообразованных (потому и абсолютно уверенных в своей правоте) обывателей всё предельно ясно и понятно. Они готовы давать свои оценки хоть физике, хоть искусству, хоть политике, хоть философии или управлению государством. Я к такому поведению, лишённому всяких сомнений, привык. Но в случае с о.Вячеславом тронуло это не показное, естественное, мудрое смирение. Смирение не ума, не сердца — души.

После трапезы распрощались.

По возвращениив Нижний Новгород я перечиталв книгеН.Н.Третьякова «Образ в искусстве. Основы композиции» те места, которые ранее отметил в ней карандашом.Николай Николаевич размышляет:

«Мы живём в эпоху, когда время бежит быстрее, как бы сокращаясь. Мелькают дни и годы, и понятие вечности уходит из нашей жизни. Восприятие времени претерпевает сущностные изменения. Здесь немалую роль играет и современная информация, и новые средства передвижения, появившиеся в ХХ веке, и та психологическая суетливая торопливость, с которой мы живём, забывая о том, что время может быть и другим… Появились факты, подтверждающие сокращение времени. Известно, что масло в лампадах, зажжённых над Гробом Господним в Иерусалиме, стало выгорать медленнее, чем это происходило раньше, поскольку иначе движется самое время. Мы его не можем измерить, и оно не поддаётся рациональному анализу, но, тем не менее, факт ускорения налицо».

Думаю, о.Вячеслав, говоря о времени, возможно, держал в уме этот пример из книги Н.Н.Третьякова. Сам он окончил художественное училище, прекрасный живописец.

Вот такой священник, смиренный и думающий, подарил мне альманах «Хоругвь», в № 7 которого (Издание Храма Спаса Нерукотворного Образа в Андрониковом монастыре.Москва. 2002) статью О.В. Никифоровой «Преосвященный Владимир (Соколовский), последний настоятель Спасо-Андроникова монастыря. Екатеринбургский период служения (23 декабря 1903 — 18 марта 1910 гг.)».

Текст большой — более сорока страниц убористого шрифта. Впрочем, тут же публикуются и несколько фотографий.

В статье автор довольно много цитирует письма епископа, направленные митрополиту Киевскому Флавиану. Вот от 24 мая 1905 года:

«Пишу из мятежного Тагила (47 тыс. жителей)… Завод один за другим и фабрики бастуют, бьют нелюбимых людей, поджигают дома… Пострадали в Алапаевском заводе и духовные. На 6-е мая возвращался в Екатеринбург. Там были покушения босяков ограбить женский монастырь (972 обительницы)… Площадь была занята многими тысячами народа — бунтовали против купцов и хозяев, а не против царя. Студенты, жиды буквально из города бежали… немало их били. Губернатор бежал было из Перми (окна выбили, из револьверов стреляли), но потом возвратился в Пермь, с войсками… Бунтовали в Перми против царя и власти сотни учителей, под предводительством начальницы гимназисток… Народ открыто грозит побоями агитатору, а худшая его часть и босяки рады смуте».

Сколько раз мне приходилось спорить с местными православными патриотами, что революция в России произошла не вдруг в 1917 году, а из-за долгого периода нестроений внутри самого государства. Это объективный и неопровержимый факт, который совершенно не воспринимают многие — от современных «дворян» до искренних ревнителей Православной веры.

Из этого письма разве не видно, что задолго до событий 1917 года наш народ, культивируя внутри себя смуту, устремлённо двигался к пропасти?

Потому и делаю для себя ещё одну выписку по затронутой теме из другого письма митрополиту от 11 июня 1905 года:

«Приговаривают социалисты меня в прокламации к смерти. Жребий выпал исполнить на студента-технолога, но он не захотел, застрелился… Срок убить меня определён до 15 июня. Подождём, увидим. Завещание в консистории… если на то воля Божия и что случится, прошу панихидку».

Далее из письма от 27 сентября того же года:

«Сегодня мятежная толпа ворвалась в зал земского собрания, речами и революционными песнями разогнала его… Получил письмо от анархистов: "Уходи скорее… иначе будет тебе то же, что Серёжке Романову". …Напряжение измучило меня».

И из декабрьского письма. Может быть, это самые горькие и наиболее полно объясняющие то, что произошло черезнемногим более десяти лет.

«Внутренний церковный мятеж не менее страшен. Управляющий местным свечным заводом священник Уфимцев в параллель нашим пастырским собраниям под моим председательством завёл свои тайные. В местной печати революционных газет вдруг появился целый ряд статей от Екатеринбургского кружка духовенства со страшными хулами на Церковь… Он хвалился мне, что находится в переписке с центральным комитетом в Петербурге; а один из его сторонников (их 19, все молодые священники из семинаристов) хвалится, что переписка ведётся с деятелями пресвитерианского движения 18 русских епархий… Если Дума будет красная, тогда она попытается попрать Божий Закон. Либеральные иереи будут главными помощниками… Главным вдохновителем священника Уфимцева и писателем статей и бунтарных воззваний оказался учитель Екатеринбургского духовного училища Успенский… который написал на меня пасквиль митрополиту Антонию…»

Какие ещё более весомые доказательства нужны в подтверждение моих слов? Слышу этот живой голос из 1905 года и понимаю — в таком состоянии страна не могла не оказаться в кровавом междоусобном хаосе. Но разве новоявленные «дворяне» способны услышать этот «голос» из прошлого века?

В который раз осознаю, что даже серьёзные, пишущие люди не понимают всей взаимосвязи, что происходит в нашей истории вообще и с каждой отдельно взятой личностью в частности. Ничто не возникает из ничего, все поступки, политические действия ведут к какому-то определённому результату. Закрытие храмов и аресты священников — всё это лишь итог, результат, к которому шло «образованное общество в России» на протяжении многих десятилетий (особенно в ХIХ и начале ХХ веков). Я в своих статьях приводил достаточно фактов неблаговидного духовного и нравственного состояния,в том числе и в среде российского священства.

Приведу и ещё один. Вот что писал служащий Московской Синодальной конторы Денисов (начало марта 1917 г):

«Молодые монахи и либеральные "батюшки" неизвестно чему бессознательно радовались и ходили "гоголем", точно их рублём одарили. Пожилые монастырские "старцы"» и маститые отцы протоиереи, поседевшие в консисторских интригах, вели себя уклончиво, сумрачно отмалчивались. Мелкая духовная челядь "дерзала": пела под пьяную руку революционные песни, ходила на митинги, даже "выступала" на них… Впрочем, здесь низшая братия была не виновата: она обращалась за разъяснениями и указаниями к церковным властям, но те как-то мялись и отнекивались, либо отвечали "живите как хотите"…» (Взято из статьи «Церковь и революция» доктора исторических наук Михаила Ивановича Одинцова. «Независимая газета» 1.04.2009.)

Если мы считаем, что всем правит Промысл, то должны согласиться, что и испытания Русской Церкви даны были неспроста. В таком случае, не являлся ли период советской власти для России очистительным вразумляющим бичом? И не будь этого «бича», к чему бы могло привести одемократичевание на европейский лад русского народа вместе с его священством?

Возможно, чтобы Россия осталась в мире «удерживающим началом», и были даны русскому народу такие немыслимые испытания (вспомним здесь и войны, когда пришлось бороться в одиночку со всем «цивилизованным миром»), которые только он и мог вынести, духовно очистившись.

Мы представить не можем, какое значение будет России в грядущие времена. Об этом предсказаний дано немало. Впрочем, как и в прошлом предупреждений о грядущем нашем цареотступничестве и о той цене, что придётся за это заплатить.

Как, например, в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Предсказание»:

Настанет год, России чёрный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жён
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мёртвых тел
Начнёт бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать;
И зарево окрасит волны рек:
В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь
и поймёшь,
Зачем в руке его булатный нож;
И горе для тебя!
твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет всё ужасно, мрачно в нём,
Как плащ его с возвышенным челом.

Всё случилось по предсказанному поэтом.

Беда в том, что когда «либеральные батюшки» радовались, «маститые отцы» отмалчивались, «мелкая духовная челядь» митинговала, а церковные власти «мялись», то никто из них не подумал о грядущем «мощном человеке» с «булатным ножом», который придёт после «низверженного закона».

Валерий Викторович Сдобняков, главный редактор журнала «Вертикаль. ХХI век», Нижний Новгород

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Валерий Сдобняков

Мельком взглянул на Кравчинского,ликом схожего на Маркса.Такой знатный МАСОНИЩЕ,что вряд ли напишет что то дельное о "полудиком,полуазиатском" народе.Опять таки Ваши выдерганные с кровью цитаты,всего лишь Ваша точка зрения и отчасти имели место быть. в природе.Подтверждения и предполагаемые выводы натянуты с натяжением невыразимым.(это сомнительные выводы постоянно вбивали в голову везде и повсюду,красные агитаторы)Ибо описанные события имели место быть в городах захваченными революционными бандами.Которых,благодаря хладнокровию,терпеливого мудрого Государя,удалось ликвидировать Его верными слугами.Покончить раз и навсегда.И тогда приступили к другому плану "В".Зачистке самого Императора,как неоспоримого источника кроткого несения Царственной Присяги.Снизу и изнутри при помощи горлопанов не удалось взять нахрапом Великое Царство,взяли слуги преисподней сверху,путём тайного виртуозного обмана.И лишь спустя полгода,впустили красную оголтелую звериную массу,распространили как заразу на подготовленную сдобренную всеми заинтересованными сторонами почву.Тогда обманутый народ был взят практически раздетым догола,внезапно,неожиданно ударом в спину.Но Белое движение показало,что есть русский дух,которого не удалось изжить и по сей день.Что такое русское мировоззрение показал Иван Бунин в "Миссии русской эмиграции" где сказал,что и в эмиграции русских развращали соперники красных масонов,пособники красного дракона.Богато сдобренные уолл-стритскими банкирами они имели финансовое давление в виде публикации фальшивого анализа состояния дел России,как собственно и Кравчинский.Умными словесами оправдывали себя и свой кровавый террор.Как и Гитлер,вроде бы давал социальную оценку буржуазному строю,тем самым оправдывая приход антихриста в виде фашизма.Логика рассчитана совсем на немыслящего человека,который не видел "русские" революции,террор,голод,безсмысленные войны,перестройки,смерть миллионов русского народа.Кравчинский,легко впитывается недорослями со слегка заретушированным кроличьим мехом выделанным под собаку.Кравчинский-волк в овечьей шкуре.Приверженец террора.Этих бесов хорошо описал русский писатель Петр Николаевич Краснов в книге "Цареубийцы"."Родоначальник и исполнитель" массового геноцида "полудикого народа" явился для кого то гуру и всерьёз подходит под сегодняшние реалии.Русский народ в массе своей был мудрым,ловким,сообразительным народом,многие из которых отслужили в Русской Армии,и повидали много всякого и "взять на арапа" его было в принципе невозможно по природе его многовекового консерватизма.Байки о том,что переворот был не с верху,а снизу-это для молодёжи,которая не вникает по причине молодости.В тяжкие материи.1905 года минул и захлебнулись революционеры русской и своей кровью,страница перевёрнута,а выводы из того мрачного года можно сделать любые,на самый изысканный вкус.По Ленину,"по переписке Каутского с Энгельсом",хоть по Кравчинскому,но почему то не по Нечволодову и не Вандаму(Едрихину).
Русский Иван / 28.10.2021 18:59

2.

Мы можем судить о количестве пройденного времени, основываясь исключительно на наблюдении физических процессов, имеющих регулярный или циклический характер. Причем эти физические процессы могут быть самого разного свойства. В любом случае все эти различные физические процессы находятся в строгом соответствии между собой по длительности. Скажем, период суточного вращения Земли равен 24 часам, измеренным по механическим или электронным часам и т.д. Никаких других способов не существует.

Еще, правда, есть психологическое восприятие времени. Скажем, иногда нам кажется что прошел целый час, хотя на самом деле прошло минут пятнадцать, и наоборот. Но это эффект исключительно психики человека, возможно скорости процессов в коре головного мозга, но не эффект реального физического ускорения или замедления времени.

Теперь, что значит "время ускорилось"? Если, как говорится в статье такой вывод делается на основании того, что масло в каких-то лампадах стало выгорать дольше, чем раньше (причем дольше - значит занимает больший чем раньше интервал времени, измеренный по другим часам), то это никакое не ускорение времени, а есть проблема с конкретными лампадами, с конкретным маслом.
E.O. / 22.10.2021 09:17

1.

Появились факты, подтверждающие сокращение времени. Известно, что масло в лампадах, зажжённых над Гробом Господним в Иерусалиме, стало выгорать медленнее, чем это происходило раньше, поскольку иначе движется самое время.



Странное умозаключение. В принципе, скорость выгорание масла в лампаде (при фиксированном объеме и составе масла, длине фитиля и прочих параметрах) является по сути таким же физическим способом измерения времени, как и любые другие часы. Но получается, что именно эти часы стали отставать от всех прочих. Т.е. все прочие физические часы остаются синхронизированными между собой, а также с длиной земных суток, длительностью годового вращения Земли и пр. И только лампадные часы вдруг рассинхронизировались. И из этого делается очень странный вывод об сокращении времени!

На самом деле тут одно из двух: Либо скорость всех физических процессов во Вселенной по непонятной причине увеличилась по отношению к скорости горения масла именно в этих лампадах. Либо, что гораздо более вероятно, просто по какой-то причине масло в этих лампадах стало выгорать медленнее (другие параметры фитиля, другое масло, несколько увеличился заливаемый объем, другая температура окружающей среды, другая концентрация кислорода в воздухе и т.д.). Но в любом случае никакого отношения наблюдаемый факт к какому-то "ускорению времени" не имеет.
E.O. / 22.10.2021 08:23
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Валерий Сдобняков
Все статьи Валерий Сдобняков
Последние комментарии
Этот «страшный и ужасный» кьюар-код
Новый комментарий от Константин В.
03.12.2021 23:54
Швейцария проголосовала за ковид-паспорта
Новый комментарий от Константин В.
03.12.2021 23:34
Что такое Путинизм?
Новый комментарий от Владимир+
03.12.2021 22:55
Украина как евразийская проблема
Новый комментарий от Григорий Калюжный
03.12.2021 22:08
Экуменизм умер раньше глобализма
Новый комментарий от Валерий
03.12.2021 20:47
Что такое идеология?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
03.12.2021 19:54