«Всё-таки есть тревожный крен в сторону теплохладности»

Беседа с живой легендой Русской Литературы накануне 80-летия

Владимир Крупин  Павел Тихомиров 
Какой должна быть миссия 
2 Liudmila SPB   Координатор  
06.09.2021 2755
Фото: Из личного архива автора

Завтра, 7 сентября, Владимиру Николаевичу Крупину исполняется 80 лет. В преддверии юбилея помощник главного редактора «Русской народной Линии» Павел Вячеславович Тихомиров побеседовал с живой легендой Русской Литературы.

П.В.Тихомиров: Дорогой Владимир Николаевич, от лица наших читателей сердечно поздравляю Вас с юбилеем, желаю многая и блага лета!

В патриотическом сообществе не принято критиковать своих, ибо ситуация, увы, такова, что и так хватает деятелей, которые готовы поглумиться над тем, что дорого всякому человеку, пытающемуся сохранить остатки недобитой Русской культуры.

Но, тем не менее.

Писатели-деревенщики сделали самое важное, что могли сделать в условиях, сложившихся в эпоху развитого социализма. В своих произведениях они показали, что основой нравственности являются не какие-то отвлечённые теории, и уж тем более не теории Марксистско-Ленинской Философии, а естественная, наполненная созиданием жизнь.

Однако сегодня, по прошествии нескольких десятилетий, и уже немного укрепившись в православном осмыслении жизни, невозможно не заметить того, что наши замечательные писатели-деревенщики противопоставили бездуховности «космополитической литературы» и «идейности» литературы пропагандистской… банальное толстовство. Даже, точнее, и не толстовство, а художественное воплощение идей Руссо. О якобы спасительности возврата к естественному образу жизни. Т о есть этот возврат уже почитается как нечто, спасающее автоматически.

Отсюда, на мой взгляд, происходит то заблуждение, с которым мы сталкиваемся на каждой православно-патриотической конференции. Где с трибун провозглашаются совершенно нереализуемые мечты о спасении деревни, о том, что нужно в эти деревни бежать из городов-мегаполисов.

Я и сам не люблю мегаполисов. 16 лет назад сбежал из одного из них. Не в деревню, конечно. В уездный город, но, тем не менее.

Деревенский уклад сам по себе не сможет спасти современного человека. Да, когда-то именно деревня была воплощением здоровой среды обитания. Человек был у всех на виду, человек вкалывал, и у него не оставалось сил на совершение всяких пакостей. Ибо мы понимаем, что причина многих зол – именно праздность.

Но это всё – просто одни из условий. Одни из костылей. Не единственные. Да и, что греха таить, не самые надёжные.

В этой связи такой вопрос: почему наши замечательные писатели-деревенщики так и не совершили перехода от нравственности к духовности?

Ведь многие из них дожили до Перестройки и Гласности, когда уже ничто не мешало всерьёз воцерковиться?

В.Н.Крупин: Не смогли или не успели, или не захотели воцерковиться, ни Абрамов, ни Астафьев, ни Личутин, ни Потанин, ни Лихоносов. Хотя Абрамов, несомненно, уловил народную тягу к Богу, собирал материалы для «Чистой книги», выводя в главные герои Махоньку, странницу. Но, может быть, не имея духовного окормительства, он не делал разницы меж Православием и старообрядчеством. Несомненно, как-то подспудно повлияло на него то, что с его Веркольского холма, родины его, виден Артемиево-Веркольский монастырь. Тянулся к церкви и Евгений Носов. Православным духом веет от его страниц. («Усвятские шлемоносцы», «Красное вино победы»). Как и от Лихоносовских («Наш маленький Париж. Ненаписанные воспоминания», «Одинокие вечера в Пересыпи»). Как и от северных рассказов Казакова. (Хотя он и горожанин, но тоже в этом ряду). Причащался ли он, не знаю. А вот Солоухин причащался. Один из первых в писательской среде. Хорошо повлиял на Распутина и Белова. Они, не сразу вместе с ним, позднее, но причащались. И если Распутин в работах своих допускал иногда языческие нотки (Хозяин острова в «Прощании с Матёрой» — зверёк), можно в чём-то и Белова упрекнуть, то в своём жизненном поведении они — христиане. Белов в своей Тимонихе сам, своими руками, возродил церковь, Распутин и свои деньги отдавал и извлекал их из предпринимателей для строительства храма в Усть-Уде. Последние работы («Видение», «В непогоду») писались, такое ощущение, около икон. Сын перестрадавшей героини рассказа «Дочь Ивана, мать Ивана» уезжает с друзьями на возрождение храма. Такие работы подавали читателям примеры для подражания. Но вот Шукшин и писавший и снимавший простых людей (а именно они двигатели истории), не был воцерковлён. Но как трогательно описан мастер, понимающий красоту церковного здания и берущийся за его возрождение. Хотя рассказ «Верую» православным вряд ли назовёшь. Пьяный поп пляшет, кричит: «Верую в электрофикацию, химизацию!» И находились критики эту сцену защищающие. Но ощущения сострадания, душевных мучений («Болит душа!»), уже на подступах к церковной ограде. И никакие его герои не чудики.

Конечно, писателям могли бы помочь критики. И наш мощный отряд критиков русских и по рождению, и по убеждению: Палиевский, Михайлов, Ланщиков, Семанов, Селезнёв, Петелин, Бондаренко, никто ведь из них в церкви почти и не бывал. Помню, когда отпевали Кожинова в церкви Симеона-столпника, батюшка над гробом горько сказал: «Я всегда знал, что в моём приходе живёт замечательный человек, прекрасный историк, критик и литературовед. Но как жаль, что он не сам пришёл в храм, а его принесли». Им в пример можно поставить слабый женский пол, например, Лидию Сычёву с её чёткими ориентациями в духовной жизни. А у них было на первом месте нравственное чувство и сведение счетов с критиками-либералами. Так и протестанты обеими руками за нравственность. А душа? А душа — дело во многом земное. Разве не душевно посидеть с друзьями на берегу, пивца попить. Тут и гитара забрякала. Тут и жидомасонов заклеймили, и «Боже, царя храни» спели. Спасли, словом, Россию. Встали и пошли. Как хорошо.

Вот и ответ, почему мы, так любившие Россию, так бездарно отдали Россию демократам. А вроде святаго Иоанна Кронштадтского читали и Леонтьева цитировали. Но прошли мимо слов святого и праведного Иоанна, не вразумились его определением общественного строя, вновь вошедшего в Россию в горбоельцынскую пору: «Демократия в аду». Почему не святые были для них авторитетами, а Бахтин, например. И он хорош, и Лосев, но святители Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, Тихон Задонский лучше. Нужнее, спасительнее.

Знакомый со всеми из перечисленных критиков, свидетельствую, что все понимали значение религии в жизни человека, роль Православия в истории России. Но понимали умозрительно. В этом всё дело. Не отстояли хотя бы двадцать-тридцать Литургий. Не испытали главного счастья жизни — причащения Святых Христовых тайн.

Юрий Кузнецов, как чуткий поэт, более других понимал, что без Бога ни до порога. И свершил переложение «Слова о Законе и Благодати» митрополита Илариона на современный русский. Это и неплохо. Он вообще шёл на свою Золотую гору, имея дело только с классиками. И подражая Крылову, Дмитриеву, Державину, Тредиаковскому, Сумарокову, Пушкину, другим, взялся за труд для него непосильный — за духовную поэзию. Поэмы о Спасителе написал. Не знаю, как кому, мне кажется (конечно, знаю выражение: кажется, так перекрестись, перекрестился и всё равно кажется), что поэмы эти ничего не добавили к образу Христа. Не привели ни читателей, ни автора в храм Божий.

Помню, меня поразили на первом курсе слова профессора: «Человечество живёт в предыстории». Как? А прожитые человечеством века и тысячелетия куда делись? Но вот прошла моя жизнь, понимаю: да, друзья, мы ещё и не жили. Только то и делают народы, что системы госустройства изобретают, да границы делят, да воюют, да природу уничтожают. А власть над душами захватили хохмачи. С помощью заползшего в каждый дом одноглазого бельма сатаны — телевизора. Но надо же сопротивляться. Для начала его выключив. Вспомним Гоголя: «Бросьте мою книгу, возьмите в руки Евангелие».

По сути, предыстория — жизнь наша земная. Кончина наша — день рождения в жизнь вечную, в которую войдут те, кто наиболее за время земной жизни проявил в себе человека, созданного «по образу и подобию».

Единственное дело, важнейшее для писателей последнего времени — и самим идти ко Христу и вести за собой, вопреки стихиям бушующего житейского моря, своих читателей. Это получится только у воцерковлённых писателей. И не надо обольщаться своими трудами, все они несовершенны. Когда «солнце померкнет и луна не даст своего света и звёзды спадут с неба», где тогда явятся наши тексты?

Мы же в России, в самой счастливой и самой многострадальной стране. У нас нет запасной страны, нет двойного гражданства, мы просто обязаны спасти своё Отечество (это мужское начало) и свою Родину (это материнское). Данное нам умение писать — не награда, а обязанность.

Слава Богу, в общественном сознании перевешивает мнение о возникновении жизни не от какого-то первичного бульона, не от какого-то взрыва, не от бактерий или неведомой живой клетки, не от инфузории-туфельки, не от спрыгнувшей с дерева обезьяны, а от Слова Божия. Уже хорошо. «Да будет Свет! И стал свет». И Малое стадо Христово есть и крепнет. Молодёжь идёт в храмы, ведёт деточек.

Но всё же какое-то отхождение от Церкви есть. Вспомним, как рвались люди на воскресники по возрождению храмов в конце 80-х — начале 90-х. Полнились монастыри, конкурсы в семинариях.

А теперь всё-таки есть тревожный крен в сторону теплохладности. Почему? Всё стало доступным, храмы открыты, Богослужебная, духовная литература издаётся. О новомучениках начитались, знакомого батюшку завели, причаститься всегда успеем. А чем возгревать православное чувство? Паломничать по Святым местам? И это уже прошли. Чётки с собой, иконочка в кармане.

Но тут я себя оборву. Сам-то ты сильно православный? Вчера на службу опоздал. А когда не опаздывал, о чём на службе думал? А на исповеди в чём не покаялся?

Не буду никого осуждать.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Почему???

Не смогли или не захотели воцерковиться...(с)
Координатор / 06.09.2021 10:16
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Владимир Крупин
Какое счастье...
Рассказы 1970-х годов
15.10.2021
Мне мама говорила: «Будь сам хорошим, и все хорошими будут»
Беседа с писателем Владимиром Николаевичем Крупиным
24.09.2021
Все статьи Владимир Крупин
Павел Тихомиров
Может ли пропаганда быть конкурентоспособной?
Идеология вокизма (ideology of wokism) требует постоянной озабоченности состоянием традиционно обиженных меньшинств
11.10.2021
Нобелевский лауреат Боб Дилан
Или кое-что о принципах критики Запада
09.10.2021
Памятник забвению или попытка укрепить семейные ценности?
О Дне отца размышляют многодетные отцы Павел Тихомиров, Андрей Карпов и Алексей Мыселев
06.10.2021
«Россия не занимается продвижением своей культуры»
Беседа с профессором Зораном Милошевичем
29.09.2021
Достижение единства православных славянских народов пока ещё возможно
Репортаж с Круглого Стола «Балканского Клуба»
27.09.2021
Все статьи Павел Тихомиров
Какой должна быть миссия
«Человека определяет его отношение к ближнему»
Социальное служение — это, прежде всего, ответ сердца, исполненного любви, на страдания и боль другого человека
18.10.2021
Это может стать настоящим спасением
Пансионат для пожилых людей при храме Царственных Страстотерпцев в Сологубовке ждёт гостей
20.09.2021
Счастливое шоу папы Римского
Новая пиар-акция Ватикана: Франциск передал заключенным римских тюрем 15 тысяч единиц мороженого
13.09.2021
«Всё-таки есть тревожный крен в сторону теплохладности»
Беседа с живой легендой Русской Литературы накануне 80-летия
06.09.2021
«К нам пришло много хороших людей разных вероисповеданий»
Епископ Верейский Пантелеимон поблагодарил всех, кто откликнулся на призыв о помощи больным в ковидных стационарах и прошел курсы для волонтеров «красной зоны»
25.08.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
С точки зрения Бога
Новый комментарий от Тимофей56
19.10.2021 20:18
Мог ли ошибиться следователь Николай Соколов?
Новый комментарий от Михаил К.
19.10.2021 19:35
Что там готовится втайне?
Новый комментарий от учитель
19.10.2021 19:20
Снова – «красные» и «белые»? Не надоело?
Новый комментарий от Сергей Швецов
19.10.2021 19:16
Нашествие иноплеменных
Новый комментарий от Алина
19.10.2021 18:12
«Ныне учитель унижен и затравлен!»
Новый комментарий от Анастасия Николаевна
19.10.2021 17:48
Ушаковский адмиральский час
Новый комментарий от Григорий Калюжный
19.10.2021 16:30