«Записки архиерейского служки»

В издательстве «Царское Дело» вышли воспоминания Петра Синявского о его духовном отце — приснопамятном митрополите Иоанне (Снычёве)

Сергей Астахов 
Митрополит Иоанн (Снычев) 
0
13.08.2021 1440

В издательстве «Царское Дело» вышли воспоминания Петра Синявского о его духовном отце — приснопамятном митрополите Иоанне (Снычёве). Владыка Иоанн называл Петра своим служкой, поэтому автор так и озаглавил свою книгу — «Записки архиерейского служки».

Вообще Петра Алексеевича Синявского хорошо знают дети и их родители. Потому что он — прежде всего детский поэт. Из-под его пера вышли десятки стихотворных книг для детей. Он автор многих песен для радио, телевидения и кино. Член Московской организации Союза писателей России. Песни на его стихи хорошо знают и поют в самых разных приходах Русской Православной Церкви. Творчество Петра Синявского благословили его духовный наставник митрополит Иоанн (Снычёв) и схиархимандрит Илий (Ноздрин).

Родился Пётр Алексеевич 9 февраля 1943 года в городе Сим Челябинской области, где в эвакуации находился оборонный завод, на котором работал отец Алексей Михайлович Синявский — главный технолог опытно-конструкторского бюро. Мать Мария Сергеевна — патофизиолог, доцент. Дед его Михаил Фёдорович Синявский был Георгиевским кавалером, капитаном первого ранга с 1915 года, а бабушка Мария Викторовна приходилась родной сестрой митрополиту Мануилу (Лемешевскому), о котором автор также тепло вспоминает в своих записках.

«Записки архиерейского служки» очень музыкальны. В них звучат неизбывная любовь автора к архипастырю, щемящая боль за его физические немощи, за свои собственные промахи и — немножко поэзии…

Познакомимся с некоторыми фрагментами книги.

Самое главное в жизни знакомство. …И вот я стою возле деревянного домика на Рабочей улице (в Самаре) и не могу найти кнопку звонка. Пришлось постучать. Открывает дверь очень приятная скромная женщина.

Объясняю, что я внучатый племянник Владыки, и меня проводят в небольшую комнату, где за столом сидит старец с удивительно-проникновенным взглядом. Подхожу под благословение, начинаю отвечать на самые разные вопросы. Атмосфера непередаваемая!.. Потом не раз приходил на обед и чувствовал себя по-настоящему счастливым.

В один незабываемый день в комнату вошёл человек в рясе и чёрном клобуке.

Владыка Мануил представил меня и стал рассказывать, что я привёз две пластинки: Ростовские звоны и Птичье пение. А владыка Иоанн как-то несколько иронично спросил:

— Вы пластинки владыке привезли насовсем или послушать?

И здесь необходимо сделать отступление. У владыки Мануила было несколько братьев. Георгий погиб в Цусиме. Младший брат Владимир, бывший штабс-капитан лейб-гвардии Финляндского полка, жил в одной с нами коммуналке, прямо за стеной. Про Николая и Андрея мне почти ничего не известно, а Павел Викторович, один из братьев митрополита, жил в граде Петра. Его вдова Ольга Константиновна тоже была очень близка с владыкой Мануилом, иначе как Солнышком его не называла.

Почему-то тётя Оля недолюбливала владыку Иоанна. Он для неё, дочери фрейлины, был, видимо, слишком простоват, и порой она сочиняла про него всяческие небылицы, которых и я наслушался.

В общем когда уходил — у владыки Иоанна не благословился. До сих пор не могу себе этого простить!

Тишина в облаках,

В облаках над морем.

Мы погрязли в грехах

Так, что не отмолим.

А разбойница ночь,

Плащ накинув чёрный,

Вынимает, как нож,

Месяц золочёный.

И шальным остриём

Этот нож нацелен

В то, что с болью берём,

Да ни в грош не ценим.

Мы погрязли в грехах

Так, что не отмолим.

Тишина в облаках,

В облаках над морем…

Потом меня скрутила почечная колика, и, вместо того чтобы прийти на очередной обед, я корчился от боли на полу гостиничного номера.

Всё-таки набрался сил и позвонил дедушке. Подошла к телефону Мария Сергеевна, которая, окончив медицинский институт, пошла в услужение к любимому архиерею.

Объяснив, что произошло, я услышал:

— Владыка благословил Вас ехать в Москву. Сказал — всё будет хорошо.

По милости Господней добрался я до своей Маросейки, а наутро, без единой капли крови и совершенно без боли, вышел камень — с оливковую косточку и весь в шипах.

Вечером сел в обратный поезд. А камень пропал. Дома никого, кроме отца, мамы и меня, не было, а камень будто в воздухе растворился.

Прямо с вокзала отправился к владыке Мануилу. Он улыбался и ни о чём не спрашивал.

Мария Сергеевна шепнула мне, что владыка всё знает.

Через пару дней, выслушав тёплое, мудрое напутствие дедушки-митрополита, я поехал домой с изумительными пирожками тёти Феклуши, вкусней которых, наверное, не бывало на свете.

В следующем, 68­м году, когда я готовился ко второй операции на почке, отправил письмо с просьбой: «Дорогой дедушка, дорогой владыка! Помолитесь обо мне, многогрешном», — и описал ему всю ситуацию.

Когда меня везли из операционной, напевал песенки. Мне не потребовалось ни одного обезболивающего укола.

12 августа православная Самара прощалась со своим митрополитом, а я был на гастролях в Ташкенте.

Прошло почти двадцать лет. Снова подхожу к дому на Рабочей. Теперь знаю, где звонок, но мне не открывают. Слышу голос Марии Сергеевны:

— Кто там?..

— Мария Сергеевна, это Петя Синявский из Москвы.

В ответ тишина.

Я повторяю ту же фразу, дверь слегка приоткрывается, и вижу испуганные глаза.

Потом выясняется, что какой-то испорченный телефон донёс весточку о моей смерти. Умер младший брат владыки Владимир Викторович, а подумали, что я, даже записочки подавали.

Мария Сергеевна была тяжело больна, говорила с трудом:

— Петя! Пожалуйста, сходите к владыке Иоанну, помиритесь с ним!

До архиерейского дома идти недалеко. Прихожу, прошу отрока доложить и жду. А что такое смирение, я тогда толком и не знал. Пятнадцать минут прошло, а владыки нет. Решил — всё-таки потерплю. И вот выходит он в светлом подряснике, а солнце словно расчёсывает его шёлковые власы.

Что было дальше — точно сказать не смогу. Помню только одно: беседовали больше часа. О чём только не говорили! Ликование в душе было неземное.

Не помню ни числа, ни месяца — знаю только, что это один из самых счастливых дней моей жизни.

В царстве Пресвятой Троицы

Молится Тебе наш народ.

И пока народ молится,

Вера на Руси не умрёт.

И пока парят голуби,

Милостей Твоих нам не счесть.

Как же хорошо, Господи!

Как же хорошо, что Ты есть.

У Романа гитара громче. Написал песню «Рождество Христово». Сейчас-то нередко поют: «Во владеньях инея и снега расцвели хрустальные сады». А тогда…

Тогда эту песню ещё никто не слышал. Хотелось владыке первому показать.

Заранее привёз гитару к Бахметовым. Еду на вокзал. Встречаю.

После завтрака на Пятницкой набираюсь смелости и показываю песню.

Реакция такова:

— У Романа гитара громче.

Уже не впервые выручает меня Анна Степановна, приехавшая на этот раз в Москву:

Владыка! Ведь отец Роман в студии песни записывает, а не в комнате играет.

Минуты две тишина… и наконец слышу то, что уж очень хотелось услышать:

А стихи хорошие, за душу берут.

Во владеньях инея и снега

Расцвели хрустальные сады.

К нам в окошко с праздничного неба

Льётся свет Рождественской Звезды.

В каждый терем, в каждую светёлку

Златокрылый ангел прилетел,

Он зажёг рождественскую ёлку

И на нас с улыбкой поглядел.

Снится нам в Рождественский сочельник

Вереница праздничных чудес.

Сам Господь в чудесных облаченьях

К нам с тобой спускается с небес.

Возле ёлки снова торжество —

Рождество, Христово Рождество.

Конфеты. В начале 90­х в районе Солянки открылся книжный магазин «Троицкое слово». Пожалуй, один из лучших магазинов православной литературы того времени.

В нём довольно часто, словно в читательском клубе, собирались люди церковные, проводились встречи со священниками, с писателями, с другими интересными людьми.

Директор и, если можно так выразиться, душа «Троицкого слова» Александр Павлович Алексеев, будучи большим почитателем митрополита Иоанна, попросил меня поговорить с ним: не смог бы он встретиться в магазине с небольшой группой читателей?

Владыка согласился. Мы приехали.

На втором этаже, в самом большом помещении, был приготовлен стол.

Перед креслом Его Высокопреосвященства сверкала разноцветными обёртками огромная ваза свежайших шоколадных конфет. Запах источался непередаваемый!

Увы! Владыка был диабетиком — каждый день на инсулине, но к конфетам относился с большим почтением. И, усевшись в кресло, сказал мне еле слышно:

— Я сейчас буду брать по одной, слегка надкушу, а ты тихонечко отодвигай их от меня и доедай.

Сказано — сделано! Конфета за конфетой надкусывалась и исчезала в моём животе. Старался делать это незаметно, но кто-то всё-таки меня разоблачил.

Когда после встречи мы спускались по лестнице, за моей спиной раздался шёпот:

— Вот этот гад у владыки конфеты отнимал!

В буфете вздыхает конфетина,

Страдает конфетина Федина.

Не нравится Федя конфете —

Конфета мечтает о Пете.

У души не бывает сиротства. Живу я один. Конечно, порою, бывает тоскливо, но кто же в этом виноват? Только сам тоскующий, только я сам. Но унывать у меня особой причины нет. С хозяйством управляюсь, стираю, готовлю… Что ещё нужно?

Не помню, когда, и не знаю, почему я полушутя-полусерьёзно начал называть себя сиротой. Даже приятели время от времени стали меня сиротой величать.

А на одной из книжных полок, рядом с иконами и фотографиями, появился конверт с Рождественским поздравлением, на котором было написано рукой митрополита Иоанна: «Пете-сиротке Синявскому».

И однажды… Однажды это самое слово «сирота» пронзило меня до боли.

Дело было зимой. Поднимались мы с владыкой по лестнице на Пятницкой. На одной руке я нёс владыкину тёплую рясу, а другой слегка его придерживал.

Как ни стараюсь — не могу вспомнить, что он мне сказал. Помню только свой легкомысленный ответ:

— А что с меня взять, владыченька, я же сирота!

И тут владыка грустно-прегрустно, с задумчивой, печальной паузой произнёс:

— А я, Петенька... тоже сирота.

До сих пор не могу понять:

Как же так! У такой высокой особы, среди уважения и почитания множества прихожан, появляются подобные мысли?

Что же говорить об обычных людях!

Думается, у любого человека от тягостей и горестей, когда он находится вдали от дома или теряет кого-то близкого, хоть раз в жизни возникает чувство одиночества. Зато что бы ни случилось, ни при каких обстоятельствах душа человека нигде и никогда одинокой быть не может.

У души не бывает сиротства,

У неё есть Небесный Отец.

Вместе с Господом справиться просто

С одиночеством наших сердец.

Не остынет душа из-за стужи,

В этой жизни и в жизни иной —

Сам Господь обогрел наши души

Благодатью Своей неземной.

От купели крещенья святого

Среди множества дел и забот

Нас любовь окружает Христова

И смиренно взаимности ждёт.

Дай мне, Боже, ещё одну милость!

Спасе Господи, благослови,

Чтоб душа пред Тобою склонилась

И Тебе объяснилась в любви!..

Вместе с Господом справиться просто

С одиночеством наших сердец.

У души не бывает сиротства,

У неё есть Небесный Отец.

Приобрести книгу «Записки архиерейского служки» можно будет на стенде издательства «Царское Дело» с 16 по 25 августа на православной выставке-форуме «Преславное Преображение» в ДК им. Газа, где 22 августа в 15.30 состоится ее презентация.

Подробную информацию о книге можно получить на сайте издательства «Царское Дело».

Сергей Игоревич Астахов, директор издательства «Царское Дело»

Фото:

1. Митрополит Мануил (Лемешевский) и епископ Иоанн (Снычев).1968 г.


2. Митрополит Иоанн и Петр Синявский в Троице-Сергиевой Лавре. Июль 1995г.


3. Петр Синявский дома в Москве


4. Отец Илий (Ноздрин) читает стихи П.Синявского


5.П.А.Синявский на могиле В.И.Лемешевской, мамы митрополита Мануила. Никольское кладбище Александро-Невской Лавры. Июнь 2021г.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Сергей Астахов
«Записки архиерейского служки»
В издательстве «Царское Дело» вышли воспоминания Петра Синявского о его духовном отце — приснопамятном митрополите Иоанне (Снычёве)
13.08.2021
«Стремимся быть с Вами в одном духовном строю»
Поздравление митрополита Вениамина (Пушкаря) с днём тезоименитства
13.08.2021
Памяти мученика Григория Распутина-Нового
Во время панихиды в Александровском парке Царского Села у поклонного креста Господь в очередной раз явил Свой чудесный знак
06.01.2021
«Мы потеряли верного Государева слугу…»
Исполнилось девять дней со дня кончины Игоря Смыкова
21.11.2020
Все статьи Сергей Астахов
Митрополит Иоанн (Снычев)
«Записки архиерейского служки»
В издательстве «Царское Дело» вышли воспоминания Петра Синявского о его духовном отце — приснопамятном митрополите Иоанне (Снычёве)
13.08.2021
Юбилей единомышленника
К 60-летию историка Павла Геннадиевича Петина
05.04.2021
«Никогда такого не было и вот опять!»
Кто мы? И куда идем? Продолжение
02.04.2021
«Нам надо найти силы выбрать Христа»
В Санкт-Петербурге в день памяти святого мученика Вонифатия состоялся 21-й крестный ход православных трезвенников
05.01.2021
Послушник митрополита Иоанна
Беседа с поэтом Петром Алексеевичем Синявским
28.11.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
«Главный Афоня» России
Новый комментарий от учитель
27.10.2021 04:13
Не будем ждать создания прививки от глупости
Новый комментарий от Константин В.
27.10.2021 00:23
Каждый третий – Стенька Разин, каждый пятый – Пугачёв!
Новый комментарий от Валерий
26.10.2021 19:05
Валдайская шкатулка: приглашение к идеологии
Новый комментарий от В.Р.
26.10.2021 17:26
Православные антидержавники активизировались
Новый комментарий от С. Югов
26.10.2021 17:13
«Агата Кристи» против «Ельцин-центра»
Новый комментарий от Тюменец
26.10.2021 16:58