«С Богом всегда легко»

К 90-летию со дня рождения митрополита Варнавы (Кедрова, †2020)

Дмитрий Авдеев 
1 Martina 
21.04.2021 800

21 апреля исполняется 90 лет со дня рождения приснопоминаемого митрополита Варнавы (Кедрова, †2020). Митрополит Варнава (в миру - Владимир Викторович Кедров) родился 21 апреля 1931 года в селе Высокое Рязанского района Рязанской области в глубоко верующей, благочестивой семье. Дед и отец его пострадали за Христа в годину гонений на Церковь. Мама с четырьмя маленькими детьми, лишившись всего имущества, ютилась в «баньке», как сам называл эту полуразвалившуюся избушку владыка. Детство и юность будущего архиерея пришлись на тяжелейшее время. Рос Володя Кедров всеми отверженный, сполна хлебнув скорбей как сын «врага народа», но был всегда со Христом. Владыка всегда так и учил свою паству «Будьте со Христом!» По милости Божией я знал дорогого архипастыря много лет. Жизнь владыки Варнавы – пример беззаветного служения Христу и Его святой Церкви. Рассказы владыки о пережитом, увиденном оставляли в душе неизгладимое впечатление.

Так однажды, в начале пятидесятых годов, на праздник Благовещения, который совпал в тот год с Великой Пятницей Страстной седмицы, Володю Кедрова после службы силой завели в милицию и потребовали подписать бумагу об отказе от веры. Он ничего не подписал. Его стали сильно избивать, но вот что удивительно: «Почему-то боли не чувствовал, - рассказывал владыка, - просто думал, что сегодня Страстная Пятница, то есть день, когда распинали и мучили Господа, и я как будто вместе с Ним страдаю. И еще одна мысль была – вот почему мученики переносили такие тяжкие истязания, не теряя мужества. Господь давал им силы перенести все это. Вечером меня выпустили. На следующий день я причастился, и такой радости после причащения я, наверное, никогда потом не испытывал».

1 июня 2020 года владыка отошел ко Господу. Митрополит Варнава был для всех знавших его примером ревностного служителя Церкви Христовой, мудрого архипастыря, молитвенника, подвижника, старца. Великий человек!

В 2016 году в год 85-летия митрополита Варнавы в Чебоксарах вышла книга его воспоминаний. Название книги «С Богом всегда легко». Тираж ее был совсем небольшой (Слава Богу, недавно был выпущен дополнительный тираж, но и его недостаточно). К большой радости, я, грешный, получил в подарок от владыки эту книгу и сегодня, в этот памятный день, хочу поделиться отрывками из нее.

«Все мои предки по отцовской линии были священнослужителями. 300 лет они служили в храме Иоанна Богослова на моей родине, в селе Высоком Рязанской области. Священники сменяли друг друга и все они были Кедровыми.

Моя жизнь начиналась в тяжелые для семьи дни. Гонения на Православие не обошли стороной и мой род. В те времена священник был для людей образцом. Часто – страдальцем за веру. Не предавали люди Православие, сознательно шли на мучения. Гнали их, преследовали, но они были со своей паствой, с народом. Таким был и мой дед – Иоанн Кедров. В 1929 году его арестовали, ему было 65 лет. Было это зимой. Увозили его на санях. Народ очень любил батюшку. Все село вышло протестовать. Люди кричали, пытались защитить его, женщины причитали и плакали. Прихожане просили вернуть им священника. От деда требовали, чтобы он отрекся от сана и тогда его отпустят. Но он отказался предавать Православие. Никто не знал, что было с ним дальше. Домой он не вернулся, ни одной весточки от него не получали, и не знаю до сих пор, расстреляли его или умер.

После ареста деда священником должен был стать мой отец Виктор Кедров. Уже назначили его диаконскую хиротонию. Рукоположить должны были в Прощеное воскресенье. Но за три дня до этого, в четверг на Масленицу, его забрали, как и деда. Увезли в Рязань. Обвинили в том, что ходил по соседям, раздавал гусей и агитировал против советской власти. Его судили, по приговору тройки ОГПУ он получил 10 лет исправительно-трудовых лагерей. После суда мы уже ничего о нем не знали. Спустя много лет стало известно, что он умер в лагере. Когда отца забрали, мама была беременна мной, и у нее уже было трое детей – дочь и два сына: Кира, Гурий и Борис. Осталась она без средств к существованию, одна. Все что было в доме и сам дом забрали в собственность колхоза, маму с детьми выселили. Жили мы потом в маленьком доме – баньке. Отец был «врагом народа», а родственников в таких случаях отправляли в ссылку. Из нашего села вывезли шесть семей. Дошла очередь и до нас. В великую субботу пришли за моей мамой и детьми. А у нее в это время начались схватки. И ее оставили дома, пообещав, что заберут попозже. В эту ночь под Пасху я и родился. Господь так управил, что моя семья спаслась от верной смерти».

«Избушка у нас была вся худая, снег в щели задувал, а если на улице мороз, вода в доме промерзала. Все, бывает, обледенеет, все во льду: потолок, стены… Топить-то нечем! Дров нет. Кизяки коровьи собирали и этим топили. И те экономили.

Одежда? Какая там одежда – ходили в чем есть, в тряпье! Помню, как однажды в очередной раз пришли с обыском. Мать позорили. А потом стали описывать имущество. Искали, что забрать. Вот зеркало треснутое – не пойдет. Кровать хотели взять – она тоже разломанная. В сундук полезли, на котором мама спала, - там ничего нет. Ситчику метра три нашли – вот это, говорят, возьмем, опишем. Мама вырвала у них и мне отдала. А у меня уже не взяли. Мне лет 7-8 было. «Я рубашку, - говорит мама, - ему сошью, а то видите, в чем ходит!».

Рос я всеми отверженный. Мы же были из духовного звания. А политика была «попов» с лица земли стереть. Поэтому друзей у меня не было. Все ребята сторонились меня. Мы как прокаженные были. Ко мне даже подходить нельзя было. Пока не попал к архиерею служить, я со сверстниками почти не общался. Там у меня уже друзья появились.

А в селе нас как только не обзывали. И попами, и кулаками дразнили. Вот пойду за водой. Подростки постарше меня, конечно, встретят, воду выльют. А ты снова наливай!

В школу идешь – опять обижают, бьют: почему по этой улице, по нашей деревне ходишь, зачем в нашу школу идешь!

Жили бедно, голодные неделями сидели. Зато всегда были с Богом. Господь рядом был».

«В церковь во время войны мы ходили в город Рязань, в кладбищенский храм «Всех Скорбящих Радость». Ночевать было негде, спали на кладбище, внутри высоких оград могил, чтобы не набрасывались на нас злые бродячие собаки. В городе были постоянные военные тревоги и бомбежки. Один раз вышли из дома, оглянулись – а дома уже нет, был взорван. В период войны мне было 10-14 лет. Мы копали окопы, потому что через наше село проходила линия фронта…

В 1946 году открылся храм в селе Бахмачеево, в восьми километрах от нас. Служил там протоиерей Петр Смирнов – мой двоюродный дядя, очень благочестивый, большой молитвенник. Он много помогал людям, исцелял болящих, обладал даром прозорливости. Я был у него пономарем. В это же время через верующих я познакомился с блаженной Пелагеей Рязанской, слепенькой старицей, и стал иногда ходить к ней. Очень много ходило к ней народу за помощью, за советом. Власти не разрешали, некоторых, из приходящих к ней, арестовывали, но люди все равно шли, потому что ее прозорливость была известна…

В детстве я очень любил молиться, даже по ночам. Однажды услышал визг, как будто кто-то пляшет на чердаке. Но когда стал усерднее молиться, все исчезло».

«Когда мощи преподобного Серафима Саровского привезли в Москву из Петербурга (нашли их там в музее), я молился вот здесь, в Чебоксарах. У меня был только акафист, который у меня с юности есть, и я его очень люблю и часто читаю. Но вот насчет мощей что-то сомнения у меня какие-то были, вдруг это не те останки. И явился мне преподобный во сне, сказал: «Верь – это мощи мои, поклоняйся им». А явился он там, где были поставлены его мощи, я даже не знал, что там такое место есть, в нише в Богоявленском соборе. Я сразу поехал туда, увидел это место, убедился, что рака с мощами там. Вот это от Бога весть!»

«На Святой Земле случается много удивительного. Незабываемый случай произошел со мной на Иордане. Мы были с группой духовенства, паломники с нами, собирались окунуться в воды святой реки. Отошли подальше, в укромное место, там был большой обрыв, но я был моложе, чем сейчас, спустился. Стал совершать великое освящение воды. Читаю молитвы, спутники мои поют. Потом начал читать Евангелие. И вдруг рыбы высунулись из воды, встали кругом и слушают. Стоят как солдатики, длинненькие такие, штук двадцать. Я прочитал, и они после этого ушли в глубину. Слушали Евангелие! Все удивились, такого, конечно, никто не видел никогда».

P.S. Хочу поведать об одном случае. В храме после отпевания владыки я подошел к его секретарю и попросил на память какую-нибудь вещицу, которой пользовался почивший митрополит Варнава. Так я и сказал, обращаясь к секретарю: «Хоть ложечку или пуговицу…» Понимал, что это почти детская просьба. При жизни владыки я никогда не уходил от него без гостинцев. Вот и в этот раз мне очень захотелось хоть что-то получить на память. Как последнее благословение. Секретарь выслушал мою просьбу, обещал перезвонить, да, видимо, было не до того…

В то лето мы гостили у моих родителей в Чебоксарах. И вот однажды, погожим летним днем мы с супругой и дочкой был на могилке у владыки. От души помолились, пропели литию. И надо бы возвращаться домой. Вдруг появилось желание отправиться в Введенский собор, в котором я много лет тому назад впервые увидел нашего архипастыря. Минут через десять-пятнадцать мы уже были на территории собора. В этот самый момент встречаем схимонахиню Сергию. Она долгие годы прожила в архиерейском доме, помогала в быту владыке. Матушку Сергию мы хорошо знали. Разговорились с ней. И тут я сообщаю ей о своем желании. «Пойдем со мной, что-нибудь тебе подберу…» - говорит матушка.

Идем по дорожке, а на глазах слезы… По этой дороге мы всегда провожали владыку домой после службы и пели «Богородице Дево, радуйся». Заходим в дом. Матушка выносит нам с супругой на молитвенную память по образочку: мне – Спасителя, жене – Иерусалимскую икону Матери Божией. Эти иконы владыка привез со Святой Земли.

А я все не унимаюсь. «Матушка», - говорю я ей, - может, хоть пуговичка какая осталась…» И тут м.Сергия говорит: «Я сегодня пуговицы срезала с кофты владыки. И сама даже не поняла, зачем это сделала… На-ка вот, возьми их…» - «Да мне одной хватит», - говорю ей в ответ. «Нет. Все забирай». - И с этими словами матушка Сергия высыпала в мою ладонь восемь металлических пуговиц. Им, наверное, лет сорок-пятьдесят…

Вот и не лишил меня владыка Варнава этой радости, исполнил мою просьбу. Благословил. Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего, приснопоминаемого митрополита Варнавы и сотвори ему вечную память!

Биографическая справка: Владимир Кедров, будущий митрополит Варнава, родился 21 апреля 1931 году на Рязанщине в селе Высокое и происходил из древнего священнического рода.

22 мая 1955 года Владимир поступил послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. 10 декабря 1955 года наместником Лавры архимандритом Пименом (впоследствии Святейшим Патриархом) в Трапезном храме послушник Владимир был пострижен в монашество с именем в честь святого апостола Варнавы.

15 февраля 1956 года в Богоявленском Патриаршем соборе г. Москвы Святейший Патриарх Алексий I (Симанский) рукоположил монаха Варнаву в сан иеродиакона, а 9 марта 1957 года - во иеромонаха. В 1960 году иеромонах Варнава (Кедров) был возведен в сан игумена, а в праздник преподобного Сергия, 8 октября 1965 года, возведен в сан архимандрита.

С 1970 по 1974 годы архимандрит Варнава нес послушание благочинного и исполнял обязанности наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Архимандрит Варнава был членом Поместного Собора 1971 года от братии Троице-Сергиевой Лавры.

30 ноября 1976 года состоялась архиерейская хиротония архимандрита Варнавы во епископа Чебоксарского и Чувашского, которую возглавил Святейший Патриарх Пимен.

В 1984 году епископ Варнава возведен в сан архиепископа, а 25 февраля 2001 года – в сан митрополита. Митрополит Варнава удостоен многих церковных и светских наград.

К приезду епископа Варнавы в Чувашии было 35 приходов. За без малого 44 года архиерейского служения на Чебоксарской кафедре из руин были восстановлены семь монастырей, открыто более 200 приходов и Чебоксарское духовное училище. При активном участии и огромном вкладе владыки Варнавы возрождена историческая часть города Чебоксары, открыта «Дорога к Храму», соединяющая центр с исторической частью города.

Материал подготовил Дмитрий Александрович Авдеев, врач, публицист, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Дмитрий Авдеев
Все статьи Дмитрий Авдеев
Последние комментарии
Этот «страшный и ужасный» кьюар-код
Новый комментарий от Константин В.
03.12.2021 23:54
Швейцария проголосовала за ковид-паспорта
Новый комментарий от Константин В.
03.12.2021 23:34
Что такое Путинизм?
Новый комментарий от Владимир+
03.12.2021 22:55
Украина как евразийская проблема
Новый комментарий от Григорий Калюжный
03.12.2021 22:08
Экуменизм умер раньше глобализма
Новый комментарий от Валерий
03.12.2021 20:47
Что такое идеология?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
03.12.2021 19:54