«Я себя убил, а не старушонку!»

Заметки о романе Федора Достоевского «Преступление и наказание»

Николай Кокухин 
200-летие со дня рождения Достоевского 
0
20.11.2021 961
Фото: Художник Д. А. Шмаринов. https://www.literaturus.ru/

Главный герой романа – Родион Раскольников, а точнее, его душа. Автор тщательнейшим образом исследует душу своего героя, высвечивает самые глубинные ее тайники. Он анализирует ее до совершения преступления, во время преступления и после преступления. Как только у Раскольникова возникает мысль о том, что можно убить старуху-процентщицу, как только он начал думать о том, как это лучше и удобнее сделать, с этого момента его душа попадает в лапы диавола, и тот начинает терзать ее всякого рода сомнениями; ну а уж когда Раскольников претворил свою идею в жизнь, то есть когда убил старуху («вошь», как он выразился), да в придачу убил ее родственницу Лизавету, то стал как помешанный – его одолевали мучительные мысли, душу терзал страх и отчаяние, он не понимал отчетливо, куда шел и что делал, вся его воля была направлена на то, как бы не проговориться, как бы своим поведением не показать, что именно он является убийцей; его не раз посещала мысль покончить жизнь самоубийством, - одним словом, он превратил свою жизнь в какой-то жуткий кошмар; не случайно его родные и друзья не узнавали его, не понимали, что с ним творится, боялись, как бы он не наложил на себя руку, следили за ним, хотели ему помочь, но не знали, как это сделать.

Родион Раскольников – безбожник. Вот главная причина его преступления. Он не раскаивается в своем поступке – ни до явки с повинной, ни после явки. Ничего не изменилось даже тогда, когда он прибыл в Сибирь, и его заключили в острог. А душа его страдает по-прежнему. «И хотя бы судьба послала ему раскаяние – жгучее раскаяние, разбивающее сердце, отгоняющее сон, такое раскаяние, от ужасных мук которого мерещится петля и омут! О, он бы обрадовался ему! Муки и слезы – ведь это тоже жизнь. Но он не раскаивался в своем преступлении».

Не раскаивался потому, что не знал Бога.

Х Х Х

«Преступление и наказание» – детектив. Но детектив особенный. В «обычном» детективе главный герой, как правило, сыщик, который распутывает клубок преступления и находит того, кто ограбил банк или похитил шедевр из музея. Тут все держится на одном «пункте» – кто же преступник? Ведь кандидатур всегда несколько. Концовка в детективе всегда неожиданна: преступником оказывается тот, на кого меньше всего падало подозрение или, точнее, совсем не падало никакого подозрения.

Иное дело – роман Достоевского. Здесь преступник известен: автор описывает, и очень подробно, как он совершает убийство и как ему удалось ускользнуть незамеченным. Достоевский подробно описывает взаимоотношения Раскольникова со многими действующими лицами: его матерью и сестрой, его другом Разумихиным, с Петром Петровичем Лужиным, с отъявленным негодяем Свидригайловым, с семьей Мармеладовых, в том числе с Сонечкой, со следователем Порфирием Петровичем и другими лицами. Очень тугой узел создается – для этого Лужин, Свидригайлов, а также Пульхерия Александровна и Авдотья Романовна прибывают из провинции в Петербург. В центре этого узла – Родион Раскольников, его судьба и его страшные душевные страдания.

Роман читается с захватывающим интересом, невозможно оторваться от психологически насыщенного повествования. Каждая сцена, написанная с невероятным литературным мастерством, разрешается каким-то особенным образом. Роман держал меня в колоссальном напряжении до тех пор, пока я не перевернул последнюю страницу.

-Не роман, а романище! – воскликнул я.

Х Х Х

Почему Родион Раскольников совершил преступление? Ответ на этот вопрос дать не так-то просто, потому что сам преступник не дает однозначного объяснения.

Первая причина, которую назвал Раскольников в длинном разговоре с Соней Мармеладовой, весьма банальна. «…я решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета, - и сделать все это широко, радикально, так чтоб уж совершенно всю новую карьеру устроить и на новую, независимую дорогу стать…»

Излагает он и другую причину, более «весомую», взяв для примера Наполеона. Ему, Наполеону, надо начать карьеру, а почвы для этого нет – нет ни подвигов, ни авторитета, ни военных компаний. Есть только глупая старушонка, которую надо убить и завладеть ее деньгами. Решился ли бы он на это или нет? Решился бы и даже ни одной секунды не колебался! И Раскольников поступил так же, «по примеру авторитета».

Прошло несколько минут, и Раскольников с жаром проговорил: «Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного; а там стал ли бы я чьим-нибудь благодетелем или всю жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из всех живые соки высасывал, мне, в ту минуту, все равно должно было быть!.. И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое… Я это все теперь знаю… Пойми меня: может быть, тою же дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства. Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…»

Раскольников судорожно, в великом смятении ищет причину своего преступления и… не находит ее. «Разве я старушонку убил?» – восклицает он в отчаянии. – «Я себя убил, а не старушонку!»

Разговор этот был труден не только для Раскольникова, но и для его слушательницы. Соня сопереживала Родиону, мучилась вместе с ним, помогала ему разобраться в той сумятице, которая бурлила в его голове. А сумятица действительно была большая. «Я захотел осмелитья и убил…» - неожиданно высказал еще одно предположение Родион. – «Я только осмелиться захотел, Соня, вот вся причина!»

«О молчите, молчите! – вскрикнула Соня, всплеснув руками. – От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!..»

Соня Мармеладова назвала истинную причину падения Родиона Раскольникова, но он этого не понял, потому что не был готов.

В другой раз, когда Родион лежал на диване в своей комнате и был в лихорадочном состоянии, другая ужасная мысль пришла ему в голову: «Потому я окончательно вошь, - прибавил он, скрежеща зубами, - потому что сам-то я, может быть, еще сквернее и гаже, чем убитая вошь, и заранее предчувствовал, что скажу себе это уже после того, как убью!»

Ф. Достоевский мог бы ограничиться и одной из этих причин, но тогда роман был бы сильно обеднен.

Слово о Соне Мармеладовой

Образ Сони Мармеладовой – одно из лучших достижений Достоевского. Этот образ как восходящее солнце: чем выше поднимается солнце, тем ярче его лучи, тем сильнее оно греет; так и Соня Мармеладова – чем дальше развивается сюжет, чем ближе развязка романа, тем сильнее сияет этот образ, тем больше пленяет он читательское сердце.

В чем обаяние и красота этого образа? В его восхитительной жертвенности. Этот образ сошел со страниц Евангелия, его озаряет свет Евангельских истин.

Мог ли Раскольников остаться живым после своего страшного преступления? Вряд ли, ведь он несколько раз останавливался на мосту и смотрел на темную воду, которая так и притягивала его к себе. Он и сам не понимал, что с ним творится, не понимал, что враг терзает его душу, нагоняя тоску и отчаяние, и что до рокового шага не так уж и далеко. Встреча с Соней Мармеладовой в корне изменила ситуацию. Раскольников увидел в ней какую-то поразительную чистоту, которую не мог запятнать даже панельный грех. Он пришел к ней потому, что видел в ней единственного человека, которому можно открыть свою душу, найти в ней сочувствие и поддержку. Он поклонился ей, чем привел ее в большое смущение. «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился», - произнес он загадочные слова и еще больше смутил ее.

Именно Соня прочитала Раскольникову главу из Евангелия, в которой говорится о воскрешении четверодневного Лазаря. Причем попросил ее об этом сам Раскольников. Эта сцена – одна из самых важных в романе; в ней содержится ключ к пониманию главной идеи «Преступления и наказания».

Соня была, без сомнения, верующим человеком, она очень хорошо знала Евангелие; ясно, как дважды два, что она стала усердно молиться о Родионе Раскольникове.

Второй разговор Сони и Раскольникова был еще драматичнее: раздавленный своим преступлением, мятущийся, страдающий, почти дошедший до черты сумасшествия, Родин сознается своей собеседнице в убийстве старухи-процентщицы.

«-Ну, что теперь делать, говори! – спросил он, вдруг подняв голову и с безобразно искаженным от отчаяния лицом смотря на нее.

-Что делать! – воскликнула она, вдруг вскочив с места, и глаза ее, доселе полные слез, вдруг засверкали. – Встань! (Она схватила его за плечо; он приподнялся, смотря на нее почти в изумлении.) Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я убил!» Тогда Бог опять тебе жизни пошлет».

Прошло некоторое время, и Родион так и поступил. А потом отправился, преодолевая чудовищное внутреннее сопротивление, почти насилуя себя, «в контору», чтобы сознаться в своем преступлении. За ним шла, не попадаясь ему на глаза, Соня – она знала, что враг рода человеческого может увести Родиона в сторону, не дав ему сделать решительного шага. Оглянувшись на одной из улиц, он увидел ее. «Раскольников почувствовал и понял в эту минуту, раз навсегда, что Соня теперь с ним навеки и пойдет за ним хоть на край света, куда бы ему ни вышла судьба».

Он был прав – Соня уже давно решила про себя, что никогда не покинет его, что она пойдет с ним куда угодно, хоть на каторгу.

У Раскольникова не хватило духу с первого раза сознаться в своем смертном грехе, и он вернулся на улицу. Но тут снова увидел Соню. Он не мог идти дальше, со двора, и… поворотил назад. Ему было неимоверно трудно это сделать, почти невозможно. Но какая-то сила помогла ему все же преодолеть эти несколько десятков метров, и он вошел в «контору». Здесь он сознался в своем преступлении, и это было началом его воскресения.

Голос совести – а это голос Самого Господа – еще сохранился в заблудшей душе Раскольникова. Он был способен и на добрые дела. В университете он помогал одному бедному и чахоточному товарищу и почти содержал его в течение полугода. А когда тот умер, ходил за оставшимся в живых старым и расслабленным отцом умершего товарища, поместил его в больницу, а когда тот тоже умер, похоронил его.

Однажды во время пожара, который случился ночью, Родион вошел в загоревшуюся квартиру и спас двух маленьких детей, а сам обгорел.

Наконец он подал нищенке с малым ребенком пять копеек (это случилось, кстати, тогда, когда он шел в «контору»).

На весах у Господа драгоценно и крыло мухи, и уж, конечно, все эти добрые поступки оказались в небесной копилке во спасение души заблудшего человека.

Повторю еще раз: Соня сыграла решающую роль в судьбе Раскольникова. Она пошла за ним на каторгу, чтобы и там помогать и утешать его. Она полюбила его, и он тоже полюбил ее. Детектив, таким образом, неожиданно перерос в роман о любви.

Вторая половина повествования проходит под знаком Сони Мармеладовой. Она выходит на первый план, хотя и не так часто появляется на страницах романа. Автор, а вместе с ним и Раскольников, развязывают многочисленные узлы: Раскольников и Петр Петрович Лужин, Раскольников и Свидригайлов, Раскольников и его мать и сестра, Раскольников и семья Мармеладовых, Раскольников и Порфирий Петрович, - но всюду, на втором плане, Соня Мармеладова, ее влияние на исход всей этой печальной и загадочной истории. Ее образ освещает весь роман благородным светом, наполняет его Евангельским звучанием. На мой взгляд, главным героем романа является не Родион Раскольников, а Соня Мармеладова.

На чем делает основной акцент Достоевский – на преступлении или на наказании? Ни на том, ни на другом. Воскрешение души падшего человека – вот что главное для писателя. А без Сони Мармеладовой это невозможно. Этот персонаж, таким образом, выходит на авансцену повествования, «несет» главную идейную нагрузку. Она, Соня, – центр, средоточие великого замысла Достоевского.

Х Х Х

Все или почти все фамилии в «Преступлении и наказании» говорящие.

Раскольников – расколотый разум, расколотая душа, расколотая жизнь.

Лужин – сел в лужу со своими греховными планами завладеть сокровищем – Авдотьей Романовной.

Соня Мармеладова – несущая сладость, утешение.

Разумихин – человек с ясным сильным умом. Он умеет правильно оценить ситуацию и дать верный совет.

Лебезятников – тот, кто лебезит перед другими, заискивает перед ними, человек, который слепо верит в ложные глупые идеи.

Свидригайлов – скользкая неприятная фамилия законченного подлеца.

Х Х Х

Нервный, эклектичный, «неправильный» стиль Достоевского, на который очень скоро перестаешь обращать внимание, захваченный динамикой повествования, его внутренней «взрывчатой» силой, неожиданными сюжетными ходами, правдивыми, реалистичными сценами, написанными с потрясающим мастерством, острыми, психологически оправданными коллизиями.

Х Х Х

Наказание для Раскольникова началось не на каторге и даже не в Петербурге, когда он «угрохал» старуху – наказание для него началось с той минуты, когда он решился на преступление. И продолжалось не только до того дня, когда он сознался в убийстве, но и в Сибири, в мрачном остроге, и будет продолжаться до конца его земной жизни.

Х Х Х

С дьяволом шутки плохи. Он чуть-чуть не погубил Раскольникова, до ада оставался один шаг, даже не шаг, а один сантиметр. Родион спасся как бы из пламени.

Х Х Х

Соня Мармеладова совершила два духовных подвига. Первый – когда она вышла на панель, чтобы спасти семью, погибающую от голода, и второй – когда она последовала в Сибирь следом за Раскольниковым. Второй подвиг неизмеримо выше.

Х Х Х

Соня могла бы спасти Родиона и иным способом: посоветовать ему исповедать свой грех в церкви перед священником. Но Родион еще не созрел для этого.

Х Х Х

Родиону Раскольникову приходит на помощь ни дворянин, ни офицер, ни священник, ни преподаватель университета – ему на помощь приходит блудница. Великому грешнику приходит на помощь великая грешница. Такое могло быть только у Достоевского.

Х Х Х

«Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов». Соня Мармеладова исполнила закон Христов. Значит, она истинная христианка.

Х Х Х

«Преступление и наказание» – глубоко христианский роман; он – о милосердии Божием.

Николай Кокухин, член Союза писателей России, член Союза журналистов России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Николай Кокухин
«Кто-то посетил мою душу...»
Несколько замечаний о романе Федора Достоевского «Братья Карамазовы»
16.12.2021
«Я себя убил, а не старушонку!»
Заметки о романе Федора Достоевского «Преступление и наказание»
20.11.2021
Святыни в плену
18 октября – память святителей Московских
17.10.2021
Не в ладах с отечественной историей
О юбилейной выставке в залах Третьяковской галереи
10.08.2021
Пасхальная ночь
Рассказ отроковицы
28.05.2021
Все статьи Николай Кокухин
200-летие со дня рождения Достоевского
Все статьи темы
Последние комментарии
Поправляя Дугина
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.01.2022 20:13
О «Заговоре Тухачевского» по мнению В.И.Алксниса
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.01.2022 19:33
Любящий Вас Михаил Лемешев
Новый комментарий от Григорий Калюжный
26.01.2022 19:23
Гайдар и его команда
Новый комментарий от Валерий Медведь
26.01.2022 16:55
«Рупоров совести единицы…»
Новый комментарий от Апографъ
26.01.2022 15:39
Где посмотреть фильм «Где ты, Адам?»
Новый комментарий от Лапшин С.С.
26.01.2022 14:52